google.com, pub-7214129284036100, DIRECT, f08c47fec0942fa0 Вкусный Огород: Обработка семян перед посевом. Нужна ли она?

воскресенье, 16 декабря 2012 г.

Обработка семян перед посевом. Нужна ли она?

Предпосевная обработка семян различных огородных культур применяется довольно часто. Это относится к овощам, выращиваемым через рассаду (помидоры, перцы, баклажаны и др.), а также к тем культурам, которые сеют непосредственно сразу в открытый грунт или теплицы (арбузы, кабачки, дыни, тыквы). Наиболее распространенные способы предпосевной подготовки семян это калибровка, протравливание в различных обеззараживающих и стимулирующих растворах, прогрев, закалка, замачивание и проращивание.

Семена арбуза
Семена арбуза
Семена перца
Семена перца
Семена кукурузы
Семена кукурузы
Семена редиски
Семена редиски
Семена салата
Семена салата
Семена шпината
Семена шпината
Семена кабачков
Семена кабачков
Семена тыквы
Семена тыквы
Семена клещевины
Семена клещевины
Семена помидоров
Семена помидоров
Как правило, перед посевом обрабатывают семена, заготовленные самостоятельно или полученные от других огородников-любителей. Купленные семена в фирменных специализированных  магазинах проходят обработку промышленными способами (во всяком случае, должны), и их можно сеять сразу в грунт, проводя при необходимости только закалку и проращивание. Цель предпосевной обработки - избавиться от болезней растений, передающихся через семена, повысить всхожесть семян, а также за счет закалки и обработки стимулирующими веществами придать всходам дополнительные силы для активного роста и устойчивости к различным неблагоприятным  природным факторам, с которыми столкнутся растения в период вегетации.  Это, особенно в открытом грунте, большие суточные перепады температуры, повышенная влажность или, наоборот, сухость воздуха, сильные ветра, палящее солнце и т.п.

Способов предпосевной обработки семян очень много, об этом, например, можно почитать в интернете.

Когда несколько лет назад я начинал заниматься огородными делами, мне тоже приходилось делать предпосевную обработку семян и помидоров, и перцев.

Однако по мере приобретения опыта, при постепенном совершенствовании агротехники, количество заболеваний овощей на дачном участке стало также понемногу уменьшаться, и медленно и незаметно практически сошло на нет. Грунт я применяю для рассады свой, заготовленный самостоятельно. Он достаточно здоровый и сбалансированный по составу.  Рассаду и помидоров, и перцев, и др. растений я выращиваю на 90% из собственных семян, которые взяты из отборных плодов со здоровых растений. Таким образом, обеззараживать семена перед посевом мне просто не за чем. Поэтому делаю я это только тогда, когда приходится использовать семена,  полученные от других огородников, например, на обмен.

Всхожесть у самостоятельно заготовленных мной семян неплохая, повышать ее не требуется, поэтому нужда в проращивании семян тоже отпадает. К тому же я и не стремлюсь, что бы каждое семечко выросло в растение, а напротив, провожу всходам жесточайший отбор, оставляя только самые здоровые и сильные растения. Для этого применяю немного загущенную посадку всех культур. Для помидоров и перцев при посеве рассады на один см бороздки расходую 3-5 семян, клещевину и кукурузу сею по три зерна в каждое гнездо, арбузы сею по 20-30 семян в одну лунку, где остается потом всего лишь одно-два растения. Так я делаю, потому что, по некоторым данным, в условиях конкуренции активизируются жизненные силы ростков, и растения начинают развиваться значительно быстрее. Повышенный расход семян меня не беспокоит, потому что их у меня всегда значительный запас, зато за счет большого количества всходов у меня есть возможность оставить только самые сильные и здоровые растения, которые и урожай дают очень хороший! По этим причинам проращивание семян перед посевом я не делаю.

От закаливания семян я тоже отказался, потому что существенной разницы между растениями, выращенными из закаленных семян, и обычными - я так и не увидел. Закаливание семян, конечно, вещь хорошая, но, видимо, при высокой конкуренции ростков, при постоянном закаливании рассады и общем высоком агрофоне участка эффективность закалки семян незначительна.
  
В процессе общения с многими опытными огородниками я убедился, что многие также как и я предпосевную обработку семян не делают вовсе. И понятно почему, все и так хорошо растет, так зачем  тратить на это время? Лучше поэкспериментировать, например, с другими сортами и культурами, да мало ли у каждого садовода идей, задумок и дел!

Я ни в коем случае не призываю всех отказываться от предпосевной обработки семян раз и навсегда, а просто предлагаю относиться к этому процессу вдумчиво, и проделывать  эти процедуры только в тех случаях, когда это действительно необходимо!

И, конечно, следует постепенно, шаг за шагом, подбирать лучшие сорта, совершенствовать агротехнику, обязательно соблюдать культурооборот на участке, всеми доступными способами улучшать структуру почвы, в общем, оздоравливать весь участок в целом! Тогда многие болезни и вредители исчезнут сами собой, и ваш огород обязательно отблагодарит вас отличными урожаями!

Комментариев нет: