google.com, pub-7214129284036100, DIRECT, f08c47fec0942fa0 Вкусный Огород: Азот, фосфор, калий в почве. Можно ли обойтись без покупки минеральных удобрений.

четверг, 10 апреля 2014 г.

Азот, фосфор, калий в почве. Можно ли обойтись без покупки минеральных удобрений.

Каждый садовод-огородник желает достичь максимальных урожаев за свои немалые труды и хлопоты. Не секрет, что для этого большую роль играет правильное соотношение азота, фосфора, калия и других веществ в почве. Об этом спрашивает и садовод-огородник Инна. Возможно, эти вопросы заинтересует многих, поэтому публикую ответ для всеобщего внимания.

Инна

Добрый день, Виктор! Я тоже начинающий огородник и тоже приверженец натурального удобрения, без "химии". Подскажите, пожалуйста, а из чего брать натуральный фосфор для помидоров. В золе калий, в навозе - азот, а фосфор где? И еще. У меня куры, подстилку им делаю из соломы, всю зиму досыпала понемногу. Сейчас весной буду подстилку менять. Как её использовать? Оставить перепревать и внести осенью? Или можно весной, только оно все сухое... Заранее благодарю!

Уважаемая Инна, вы затронули очень интересную тему. Постараюсь ответить подробно. Существуют даже разные концептуальные подходы к разрешению этих проблем. Одни огородники считают, что без дозированного внесения минеральных удобрений сбалансированного состава почвы, а значит и хороших урожаев, никак не достичь.

Другие, и я в том числе, стараются обойтись без применения «химии» вовсе! Возможно, истина, как всегда, где-то посередине. Само собой, мои рассуждения ни в коем случае не претендуют на строгую научную достоверность, а основываются на опыте и простом здравом смысле. Однако, пока мне удается вполне обходиться без химических добавок, то я, как и вы, предпочитаю их не применять.

Урожай клубники
Мой урожай клубники без "химии"!
Судите сами. На мой взгляд, наибольшая ценность любой органики - это комплексный состав. Там есть всего понемножку. Я применяю в основном куриный помет. Посмотрите его состав - фосфор присутствует тоже, и в немалом количестве!

Натуральный свежий куриный помет
Натуральный свежий куриный помет
Куриный помет содержит воды - 50–70 процентов, азота – 0,7–1,9 процента, фосфорной кислоты – 1,5–2,0 процента, окиси калия – 0,8–1,0 процента, извести – 2,4 процента, магния – 0,8 процента, серы – 0,5 процента. В помете содержатся и ценнейшие микроэлементы: медь, марганец, цинк, кобальт, бор, а также биоактивные вещества (из них ростовые вещества – ауксины). Азота и фосфора в курином помете содержится в четыре – пять раз больше, чем в навозе крупного рогатого скота.

А вот способами внесения органики можно в той или иной степени компенсировать недостаток того или иного вещества.

Внесение куриного помета осеньюНапример, когда я вношу куриный помет еще с осени, то за зиму азот в значительной степени улетучивается, а многое другое, и фосфор в частности, остается. 



Раствор куриного помета

А весной, когда нужно подкормить 
растения азотом, то я беру свежий куриный помет, развожу, и сразу пускаю в дело, пока азот не улетучился. 

Во второй половине лета, азот помидорам не так нужен, поэтому куриный помет можно развести и настоять, да еще золы добавить! Получится, как раз то, что нужно!

Всю зеленую массу – сорняки, скошенную траву, веточки – перерабатываю на компост в специальном ящике и обязательно вношу в почву.

Удобрение гумусЕще оказываю большое внимание червям - понатаскал их и с озера, и с реки, всяких разных и выпустил! Органики в землю стараюсь вносить побольше, и благодаря этому этих тружеников на участке у меня неисчислимое множество! А черви вырабатывают гумус – величайшую ценность для почвы на любом огороде!

Добавлю еще, что вынос питательных веществ из почвы у разных растений разный. Поэтому правильный культурооборот - не менее важное условие для хорошего урожая. Его я соблюдаю очень строго, обязательно с учетом хороших предшественников для каждой культуры. Даже на небольшом дачном участке это вполне возможно.

Вот так, мало-помалу, соблюдая эти простые правила, мне удается обходиться без применения химических средств уже много лет и получать приемлемые для меня урожаи!

А почва на участке за это время не только не истощилась, но и постепенно стала даже лучше! Да и всякие вредители и болезни растений постепенно отступают.

Ну, а по поводу применения подстилки из соломы с куриным пометом, то это можно делать разными способами. Если в подстилке куриного помета много, то я бы, пожалуй, дал этой массе сначала перепреть в компостной куче, а если преобладает солома, то можно сразу использовать, например, в качестве мульчи тех же помидоров.

Обычно для разрешения таких вопросов хорошо помогает простой эксперимент, попробуйте разные способы на небольших участках посадок, где эффект получите максимальный, так и делайте в дальнейшем.



Всего вам доброго и хороших урожаев!

2 комментария:

Сергей комментирует...

Фосфор есть в древесной золе в среднем 3%, там же куча микроэлементов, кроме того нужно использовать фосфоритную муку - это перемолотый природный минерал, только это долгоиграющее удобрение, ее вносят под осеннюю перекопку и подсыпают в компост, ускоряя его созревание. Применение фосфоритки вполне допускается стандартами Organic.

ВКУСНЫЙ ОГОРОД комментирует...

Вы совершенно правы. Фосфоритная мука - отличное удобрение!